Воскресенье, 28.04.2024, 15:34
Приветствую Вас, Гость

Профилактика самовольных уходов из дома

       Поведенческая реакция в виде уходов из дома, побегов из детских учреждений может быть мотивированной и немотивированной.
       Мотивированная поведенческая реакция обусловлена психологически понятными причинами и вытекает из самой ситуации, в которой оказался подросток (к примеру, побег из летнего лагеря, где подростка унижали сверстники или уход из дома после серьёзного конфликта с родителями).
       Другое дело, что это не самый лучший способ реагирования, но если подросток реагирует именно так, то значит, он не научился применять другие стратегии реагирования в конфликтных ситуациях и использует стратегию избегания. Задача родителей, в этом случае - расширить эмоционально-поведенческий репертуар реагирования подростка, т. е. научить его разнообразным стратегиям поведения. (Ребёнка обижают в лагере, он должен знать что может обратиться к администрации лагеря, позвонить родителям, написать заявление в милицию. Если серьёзный конфликт случился дома, то ребёнку нужно научиться отстаивать свои права и соблюдать права родителей. Ребенок может обратиться за помощью к классному руководителю в школе, к другим родственникам, но не убегать в "никуда" и не подвергать свою жизнь и здоровье опасности).
       Мотивированные уходы на фоне острой стрессовой ситуации возникают у детей с разными характерами по разному:
              - у слабых, эмоционально-ведомых, чувствительных, податливых детей мотивированные уходы проявляются как обдуманные или импульсивные и могут быть проявлением пассивного протеста;
              - у подвижных, эмоциональных и импульсивных детей мотивированные уходы проявляются как реакция эмансипации;
              - у эмоционально холодных, сдержанных, замкнутых мотивированные уходы проявляются как реакция избегания общения;
              - у ярких, артистичных, активных мотивированные уходы проявляются как демонстративная реакция.
       На фоне постоянной стрессовой ситуации мотивированные уходы становятся привычными (стереотипными) - т. е. формируется "привычка", когда подросток привычно реагирует уходом даже тогда, когда стресс не настолько выражен, чтобы убегать.
       Когда это происходит, то можно говорить о том, что мотивированные уходы начинают превращаться в немотивированные.
       Иногда внезапный уход может произойти на фоне сниженного настроения, причём это изменение в настроении никак невозможно объяснить ситуацией.
       Наконец, уходы и побеги могут быть проявлением психического заболевания (эпилепсия и эпилептиформные состояния, маниакально-депрессивный психоз, шизофрения, деменция и умственная отсталость).
       Степень тяжести синдрома уходов и бродяжничества определяется следующим образом:

легкая:

              - не более чем на 7 дней 1 раз в меся;
              - ночное посещение компьютерных клубов, попрошайничество, прогулы в школе;
              - частичная критика подростком своего поведения;
              - нет противоправных действий;
              - нет химических и поведенческих зависимостей;
              - встречается при ситуационных личностных реакциях;
              - пограничная интеллектуальная недостаточность.

средняя:

              - уходы на 2-3 недели, 1-2 раза за 2 месяца;
              - попрошайничество, жизнь в подвалах, чердаках;
              - противоправные действия
              - алкоголизация, токсикомания;
              - агрессивность;
              - свое поведение подросток не критикует;
              - встречается аномалиях характера (психопатиях), умственной отсталости.

тяжёлая:

              - уходы на 1-2 месяца, 2 раза за 6 месяцев;
              - асоциальная жизнь;
              - противоправные действия;
              - алкоголизация, токсикомания;
              - агрессивность;
              - невозможность контролировать своё поведение;
              - встречается при психических заболеваниях.

Что могут сделать родители, чтобы предупредить ситуацию уходов и побегов подростков из дома.

       1. Примите факт, что ваш сын или дочь - уже не ребёнок (по крайней мере, он или она хочет, чтобы все вокруг так думали), поэтому и отношения с подростком нужно строить ПАРТНЕРСКИЕ.
       Это значит, что директивный стиль взаимоотношений типа «как я сказал, так и будет», можно «с почестями похоронить». Важно предоставлять информацию и факты, а выводы подросток будет делать сам. Многие «капризы» подростков можно понять и принять, если знать особенности их поведения.
       2. Общение со сверстниками необходимо подросткам как дыхание, и они чувствуют себя неполноценными, если это стремление остается не реализованным. Очень важно, чтобы у сына или дочери была возможность встречаться с друзьями дома. Даже если у подростка нет собственной комнаты, предоставьте ему «крышу» для общения со сверстниками. И тогда дом для детей станет самым притягательным местом.
       3. Никогда не угрожайте подростку, что выгоните его из дома, если он сделает что-то не так. К примеру, заявления родителей, чтобы дочь не переступала порог дома, если она совершит ошибку (ранняя беременность, опыт употребления наркотиков), могут обернуться трагедией. Вообще, подросток воспринимает любые угрозы как руководство к действию.
       Боясь, что его действительно выгонят, он уходит сам.
       4. Старайтесь вместе решать, как проводить досуг. Если свободное время заполнить интересными и полезными занятиями, многие проблемы будут решены. Подростки готовы посещать любые секции за компанию с приятелем или одноклассником.
       5. Старайтесь принимать любые откровения сына или дочери как признак огромного доверия к вам. Выслушивайте подростка всегда, особенно если он хочет поделиться чем-то сокровенным. Ни в коем случае не высказывайте категоричных суждений в его адрес вроде: «Я предупреждала тебя, что так получится!» Не отбивайте у подростка желания советоваться с вами. И тогда с любой проблемой он прибежит именно к вам, зная, что его поддержат и не осудят.

Что делать, если подросток уже ушел из дома или такая ситуация повторяется из раза в раз.

       Не пытайтесь решить проблему силовыми методами.
       Некоторые родители, боясь очередного побега, прячут вещи подростка, запирают его в квартире и т. д. В этом возрасте очень сильно развито стремление к противоречию. Поэтому «драконовские» меры могут только усилить желание подростка вырваться из дома.
       Необходимо проанализировать, почему сыну или дочери было неуютно с вами.
       Быть может, что-то изменилось в отношениях взрослых? Тогда стоит подумать, как оградить подростка от своих взрослых проблем.
       Уход ребёнка из дома, ситуация действительно нестандартная, поэтому вам может потребоваться помощь психолога. Хорошо, если вы найдете «узкого» специалиста, который не первый год работает с детьми и подростками, убегающими из дома или склонных к бродяжничеству. И, конечно, замечательно, если на прием к нему вы придете вместе с ребенком.
       Не пытайтесь заманить ребенка в кабинет психотерапевта обманом.

ПОМНИТЕ!

       Дети очень хорошо чувствуют ложь взрослых, и непоследовательность родителей принимается ими за образец поведения.