Виды социальных услуг, входящие в Перечень гарантированных социальных услуг:
- социально-бытовые услуги;
- социально-медицинские;
- социально-педагогические услуги;
- социально-психологические услуги;
- социально-экономические услуги;
- социально-правовые услуги.
Виды оказываемых услуг:
1. Социально-бытовые услуги:
а) выявление детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в экстренной социальной помощи;
б) обеспечение временного проживания детей в учреждениях социального обслуживания с предоставлением полного государственного обеспечения, в том числе: бесплатного питания, одежды, обуви и других предметов вещевого довольствия;
в) разработка и реализация индивидуальных и групповых программ социальной и комплексной реабилитации детей;
г) организация различных форм труда, отдыха и оздоровления детей в каникулярное время и в учебное время с неполным учебным днем;
д) содействие в обучении детей по школьной программе или по программам дошкольного образования;
е) формирование у детей навыков общения, здорового образа жизни, общежитейских навыков и умений и др.
2. Социально-медицинские услуги:
а) содействие в получении социально-медицинских услуг, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
б) систематическое наблюдение за состоянием здоровья;
3. Социально-психологические услуги:
а) проведение среди детей воспитательно-профилактической работы в целях устранения различных психологических факторов и причин, обусловливающих отклонение в состоянии их психического здоровья;
б) распространение среди детей общих начальных психологических знаний;
в) психолого-педагогическое обследование социально дезадаптированных детей, направленное на установление форм и степени дезадаптации, ее источников и причин, а также на изучение состояния нервно-психического здоровья,особенностей личностного развития и поведения детей;
г) психодиагностика и обследование личности детей для выявления и анализа психического состояния и индивидуальных особенностей каждого несовершеннолетнего, определения степени отклонения в их поведении и взаимоотношениях с окружающими людьми для разработки рекомендаций по коррекции отклонений;
д) психологическая коррекция, направленная на преодоление или ослабление искажений в психическом развитии детей и др.
4. Социально-педагогические услуги:
а) психолого-педагогическое обследование детей, анализ их поведения, тестирование под различные типы задач педагогической помощи;
б) педагогическая помощь детям в социальной адаптации к изменяющимся социально-экономическим условиям жизни;
в) социально-педагогическая диагностика и обследование интеллектуального и эмоционального развития детей дошкольного возраста, изучение их склонностей и способностей для определения степени готовности к школьному обучению;
г) содействие в организации обучения, определение оптимальной формы обучения;
д) обучение навыкам самообслуживания, поведения в быту и общественных местах, самоконтролю,навыкам общения и другим формам общественной жизнедеятельности;
е) содействие в восстановлении (при необходимости) нарушенных связей со школой, в установлении позитивного отношения к учебной деятельности и др.
5. Социально-экономические услуги:
а) содействие в оказании материальной помощи;
б) обеспечение бесплатным горячим питанием;
в) содействие в предоставлении временного помещения для проживания;
г) содействие в решении вопросов трудоустройства детей;
д) консультирование по вопросам самообеспечения;
е) социально-экономический патронаж и др.
6. Социально-правовые услуги:
а) организация консультирования по вопросам, связанным с их правом на социальное обслуживание в государственной и негосударственной системах социальных служб и защиту своих интересов;
б) оказание правовой помощи в защите и соблюдении прав детей на воспитание и заботу о них, в том числе в случаях, угрожающих их жизни и здоровью;
в) содействие в осуществлении установленных законодательством Российской Федерации мер социальной поддержки детей;
г) обеспечение представительствования в суде для защиты прав и интересов;
д) содействие органам опеки и попечительства в подготовке документов на усыновление, в устройстве детей в приемную семью, в детское учреждение социального обслуживания;
е) содействие в получении бесплатной помощи адвоката в порядке, установленном законодательством и др.
Условия и порядок предоставления услуг
1. Основанием для помещения детей в учреждение являются:
- личное обращение (заявление) несовершеннолетнего;
- заявление родителей несовершеннолетнего или его законных представителей с учетом мнения несовершеннолетнего, достигшего возраста 10 лет, за исключением случаев, когда учет мнения несовершеннолетнего противоречит его интересам;
- направление органа управления социальной защиты населения или согласованное с этим органом ходатайство должностного лица органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- постановление лица, проводящего дознание, следователя, прокурора или судьи в случаях задержания, ареста или осуждения родителей или законных представителей несовершеннолетнего;
- акт оперативного дежурного районного, городского отдела (управления) внутренних дел, отдела (управления) внутренних дел иного муниципального образования, отдела (управления) внутренних дел закрытого административно-территориального образования, отдела (управления) внутренних дел на транспорте о необходимости помещения несовершеннолетнего в специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. Копия указанного акта в течение пяти суток должна быть направлена в орган управления социальной защитой населения.
Получатели услуг:
- несовершеннолетние, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации в возрасте от 3 до 18 лет, в том числе дети-сироты, дети, оставшихся без попечения родителей, дети с девиантным поведением, дети-инвалиды, дети с ограниченными умственными и физическими возможностями.
На основании Государственных стандартов «Социальное обслуживание населения» социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних оказывает социальные услуги следующим группам населения:
Детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации:
- детям-сиротам, безнадзорным, беспризорным;
- детям, оставшимся без попечения родителей или нуждающимся в жизненном устройстве;
- детям, подвергшимся физическому или психическому насилию;
- детям проживающим с родителями, временно неспособными заботиться о детях из-за болезни, нетрудоспособности, привлечения к ответственности, длительных командировок, или с родителями, пренебрегающими родительскими обязанностями;
- детям, проживаающим в малоимущих семьях и в семьях, находящихся в социально опасном положении;
- детям заблудившимся или подкинутым;
- детям отказывающимся жить в семье или в образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации:
- малообеспеченным семьям;
- семьям, имеющим на попечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- неполным семья;
- многодетным семьям;
- семьям с неблагоприятным психологическим микроклиматом;
- семьям, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей их воспитанию , обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.